apollo

Школа юного филолога

В четверг, 3 октября, начинает свою работу Школа Юного Филолога (ШЮФ) НИУ ВШЭ. Инфа тут
В этом году планируется работа двух групп: продолжающей (для тех, кто уже ходил в ШЮФ) и начинающей. В первом полугодии с шюфовцами будут работать преподаватели факультета: Н.В.Самохвалова, В.Е.Белая, С.А.Иванов, А.В.Вдовин, В.В. Файер, Г.В.Зыкова, М.И. Свердлов, Н.А.Мороз, А.Ф.Литвина, Ф.Б.Успенский, И.В.Федотова, Н.М.Долгорукова и другие, а также ведущие учителя-словесники города. Среди уже заявленных тем: "Византия как книжная цивилизация", "Можно ли обнаружить фантастику в античной литературе?", "Какое отношение к литературе имеет главный документ американцев -- Декларация независимости США?", "Выбор имени в Древней Руси", "Трубадуры -- первые поэты Европы", ""Ленин и печник", или Как работает литературный канон", "Features of spontaneous speech and conversation analysis (на английском языке)", "Я "Список кораблей" прочел...", "Праславянский язык и праславяне", "Анализ поэтического текста". Мне кажется, будет интересно.
apollo

Остров Сахалин

Когда летишь на Сахалин, то сначала в самолете на экранчике, когда тебе показывают твой полет, мелькают цифры – до такого-то пункта 40 км, до такого-то 30… Потом постепенно расстояния увеличиваются, за Уралом счет переваливает за сотни километров, а в Сибири и вовсе налево полетишь – через 400 км то-то, а направо – через 500. А между? А между ничего. Долго на экране держался Нерюнгри: о его приближении сообщили километров за 500 и еще столько же он маячил после его пролета. А о чем еще сообщать, когда больше не о чем? Пустота.
Collapse )
apollo

Танцуют все

На сносях номер журнала "Литература" с кодовым названием "Танцуют все!" (Танец и литература; его мы как-то в фб и жж совместно планировали). Содержание и обложку можно увидеть на сайте "Первое сентября" (там же за какие-то копейки можно приобрести электронную версию; бумажная только по подписке). А тут выкладываю интервью с Вилей. Танго-людям ее представлять не надо, а для пока-не-танго-читателей скажу, что Александра Вильвовская -- танцевальный гуру Москвы и сопредельных территорий. А в прошлом -- училка. А еще танцевальный терапевт и просто очень умный человек.
Интервью даю в сверстанном виде, чтоб было понятно, какой мы делаем красивый журнальчег. Его там можно увеличивать при чтении, если шрифт мелкий.
apollo

Золотая медаль Попова

Завтра иду на канал «Россия» на передачу, посвященную истории с челябинским директором Александром Поповым. Передача называется «Прямой эфир», но пойдет все равно в записи.
Сегодня говорил с Поповым по телефону. Собственно, меня интересовал один простой вопрос:Collapse )
apollo

Снова о челябинском директоре школы

Черт! Они ломают даже самых сильных.
Друзья! Прочтите это интервью. Помните челябинского директора лицея Александра Попова, который написал милицейским начальникам по поводу учеников "кавказской национальности", что у него в школе "одна национальность -- математика"? Они его таки допекли. Весной начали шить ему пособничество в мошенничестве. Все это время школу трясут со страшной силой. Проверяют всё. Теперь раскопали какую-то давнюю историю и делают уголовное дело. Меж тем два ученика лицея стали победителями международных олимпиад -- у нас такого успеха добилась только еще одна школа в Питере. Одна из олимпиад была в Австралии? Вы думаете, деньги на поездку ученику дали из бюджета? Неа. Вернее, дали, но через месяц с лишним после окончания олимпиады. Директор сам должен найти. И желательно по-честному. Вы думаете, кто-нибудь лицей с такой победой поздравил? Неа. Потому что директора к первому сентября велено снять.
Я знаком с ним, с его учениками и учителями. Я был в лицее не один раз. Я вел там уроки. Я приезжал туда с Захаром Прилепиным, Олегом Кашиным, везу туда осенью Майю Кучерскую, Дмитрия Быкова. Я знаю, о чем и о ком говорю.
Пожалуйста, прочтите это интервью, которое Александр Евгеньевич дал только что. Они его довели. Он готов бросить лицей, которым руководит два десятка лет, и уехать из Челябинска. Давайте для начала максимально попробуем сделать эту историю гласной. Пусть хотя бы начальство и местное, и федеральное поздравит -- официально! -- директора одной из двух лучших школ России с победами учеников на межнаре. А там посмотрим.
apollo

Снится мне сад

Интересно сегодня читается это декабрьское интервью http://www.ng.ru/nauka/2012-12-12/10_reform_ran.html
Особенно если вспомнить выступление Ливанова на Эхе, в котором он сказал, что закон о РАН был подготовлен еще прошлой осенью и передан в правительство, которое изучало его аж до мая. Думаю, что просто тихо под спудом он не лежал. Думаю, что его читали и обсуждали. И без консультаций с учеными тоже не обошлось. Так или иначе, но информация была, циркулировала -- просто в нее никто, видимо, особо не верил. Напоминает мне это один предвоенный период, когда "вероломное нападение" оказалось тоже как снег на голову. Хотя и предупреждали, и вокруг уже вся Европа горела. У "вероломного нападения" всегда есть двойник-союзник в виде "преступной беспечности". Оба хороши.
При этом план переустройства, изложенный в интервью, как-то слегка удручает. Он тоже ведь не про науку. Он про всякие звания и иерархии, ярлычки, "в мундирах выпушки, погончики, петлички". Ну так их перевесь или по-другому -- что-то изменится?
Помню, когда разгоняли то еще НТВ, старое, пришел к журналистам на первую встречу товарищ Кох, новый владелец. И сказали ему журналисты: "Руки прочь. Канал -- это мы, это головы, проекты, мысли, идеи, таланты. Вы тупой хапуга". И сказал им товарищ Кох в ответ: "Неа, ребята, канал -- это арендуемые площади, зарплаты, техника, материалы и расходники. А вы витаете в облаках". "Тю! -- подумал я тогда. Где-то я все это видел". А видел я это в пьесе "Вишневый сад". "Сад, -- говорила Раневская, -- это белые массы цветов, деревья, красота и память, мама в аллее. Я вас слушать не хочу, товарищ Лопахин". "Неа, -- отвечал Лопахин. -- Сад -- это земля, квадратные аршины, почва, грунт и деньги. Зря не хотите, товарищ Раневская". А беда вся в том, что сад -- это и то, и другое. А еще третье, пятое и десятое. Но каждый из тех, кому вот это общее и многогранное досталось, хоть в какое-то владение, видит в свою амбразуру лишь кусочек этой сложности. И не понимает: цветы не растут без корней и земли, корни -- без цветов -- не сад. Каждый видит свое, слышит -- себя, действует как может, каждый трогателен и недотепист, как и мы все. Результатом действия всех этих трогательных людей, каждый из которых сад по-своему любит, становится гибель вишневого сада. Это слишком сложная игрушка для таких детей. Потому-то читается эта комедия как трагедия: люди -- комичны, сад -- гибнет.
И когда я увидел встречу Коха с коллективом НТВ, я сразу понял:этот сад -- погибнет. Что и произошло в скором времени.

А вот сейчас у меня такого чувства почему-то нет. Хотя все кругом твердят о гибели. То ли сад не цветет. То ли рубить его никто не собирается. То ли я ничего не понимаю. Я ведь тоже из этих, из недотеп.