lupus00 (lupus00) wrote,
lupus00
lupus00

Category:

Как составлять программу по литературе

Сейчас в связи с возвратом со следующего учебного года выпускного сочинения периодически вспыхивает дискуссия о том, каким это сочинение должно быть. Закономерным образом дискуссия выходит на обсуждение целей и задач преподавания литературы, а также на проблему списка книг для чтения/изучения. Пока непонятно, что и зачем мы изучаем, неясно, что и как проверять.
Нашел в своих архивах документ от 2003 года, когда мы с группой коллег участвовали в разработке стандарта, еще того, 2004 года, где было содержание. Там помимо прочего выдвигалась идея, как составить программы, уйдя от жесткого списка книг, дав учителю и ученику свободу и при этом сохранив важный для нашей культуры инвариант текстов. Мне и до сих пор эта модель кажется оптимальной.
Даю фрагмент из этого документа, может, пригодится для дискуссий сегодняшнего дня. Важное замечание: это проект списка для основной школы, то есть с 5 по 9 класс, поэтому, условно говоря, "Войны и мира" тут нет.  И здесь главное продемонстрировать возможный принцип.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Изучение литературы в школе может идти по разным программам. Любая утвержденная программа должна включать в себя произведения из трех обязательных списков: А, В и С (см. таблицу ниже)
         
          Список А представляет собой перечень конкретных произведений (например, А.С.Пушкин. «Евгений Онегин», Н.В.Гоголь «Мертвые души» и т.д.). В программах обязательно должны быть представлены все указанные в списке А произведения

Список В представляет собой перечень только имен авторов; конкретное произведение выбирается составителем программ (учебников) или учителем самостоятельно (минимальное количество произведений указано, например А.Блок. 1 стихотворение; М.Булгаков 1 повесть). Иногда в списке В названо произведение – в таком случае речь идет о выборе его фрагментов (например А.Твардовский. «Василий Теркин» главы по выбору). В программах обязательно должны быть представлены произведения всех указанных в списке В авторов.

Список С представляет собой перечень имен авторов, сгруппированных по определенному принципу (тематическому, хронологическому, жанровому и т.п.); конкретного автора и произведение выбирает составитель программ или учитель (минимальное количество произведений указано, например Поэты пушкинской поры: К.Н.Батюшков, А.А.Дельвиг, Н.М.Языков, Е.А.Баратынский (2-3 ст-я на выбор)). В программах обязательно должны быть представлены произведения писателей всех групп авторов, указанных в списке С.

Дополнительно составителям программ и учителям предоставляется право самостоятельного выбора литературных произведений (не из списков) для изучения при условии обязательного прохождения необходимого минимума произведений из всех трех списков.

Такая структура списка позволить обеспечить единство инвариантной части всех программ и одновременно удовлетворить потребности учеников и учителей разных школ в самостоятельном выборе произведений.

          Важно, что обязательными для изучения являются произведения из всех трех списков. Это означает, что итоговый контроль должен осуществляться на материале произведений всех списков в равной степени. Однако сам характер вопросов (тем), предлагаемых для экзамена, различен в зависимости от списка. По произведениям из списка А можно формулировать конкретные вопросы и темы, поскольку произведения в нем заданы точно (примеры тем сочинений: «Особенности композиции романа «Герой нашего времени», «Тема чести и долга в «Капитанской дочке»). Списки В и С предполагают выбор в заданных границах, поэтому темы и вопросы должны носить более общий характер, с тем чтобы ученик для ответа мог самостоятельно выбрать материал (примеры тем сочинений: «Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина», «Проблема нравственного выбора в прозе о ВОВ», «Особенности басен И.А.Крылова»). Отнесенность произведения в конкретный список следует учитывать при разработке тестовых заданий.

При формировании списков учитывались эстетическая значимость произведения, соответствие его возрастным особенностям школьников, а также сложившиеся в школьной практике традиции преподавания

Список А

Список В

Список С

Д.И. Фонвизин «Недоросль».

Н.М. Карамзин

«Бедная Лиза».

А.С. Грибоедов

«Горе от ума».

А.С. Пушкин

«Евгений Онегин», «Повести Белкина», «Капитанская дочка»

М.Ю.Лермонтов

«Герой нашего времени».

Н.В.Гоголь

«Ревизор», «Мертвые души»

В.Шекспир «Ромео и Джульетта», «Гамлет»

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

М.В.Ломоносов

(1 ст-е)

Г.Р.Державин

(1 ст-е)

И.А. Крылов

(3 басни на выбор)

В.А. Жуковский

(1-2 баллады на выбор)

А.С. Пушкин

Лирика (10 стихотворений различной тематики, представляющих разные периоды творчества – на выбор)

«Маленькие трагедии» (1-2 на выбор)

Повести (1 на выбор) 

Поэмы (1 на выбор)

Сказки (1 на выбор)

М.Ю. Лермонтов

Лирика (8 ст-й на выбор)

Поэмы (1 на выбор)

Н.В.Гоголь

Повести (3 из разных

циклов)

И.С.Тургенев

(1 рассказ, 1 повесть)

А.Н.Островский

(1 комедия)

Ф.И.Тютчев

(5 ст-й)

А.А.Фет

(5 ст-й)

Н.А.Некрасов

(1 ст-е)

Н.С.Лесков

(1 повесть)

М.Е.Салтыков-Щедрин

(2 сказки)

Л.Н.Толстой

(1 повесть, 1 рассказ)

А.П.Чехов

(5 рассказов)

А.Блок

(2 ст-я)

А.Ахматова

(1 ст-е)

Н.Гумилев

(1 ст-е)

М.Цветаева

(1ст-е)

О.Мандельштам

(1ст-е)

В.Маяковский

(1 ст-е)

С.Есенин

(1ст-е)

М.Булгаков

(1 повесть)

А.Платонов

(1 рассказ)

М.Зощенко

(3 рассказа)

А.Т. Твардовский

(1 ст-е; «Василий Теркин» –главы по выбору)

В.Шукшин

(1 рассказ)

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Гомер

«Илиада» (или «Одиссея») (фрагменты по выбору)

В.Шекспир

Комедии (1 по выбору)

М. де Сервантес

«Дон Кихот»

(главы по выбору)

Д.Дефо

«Робинзон Крузо»

(главы по выбору)

Дж. Свифт

«Путешествия Гулливера» (фрагменты по выбору)

Ж-Б. Мольер

Комедии (1 по выбору)

Г.Х.Андерсен

Сказки (1 по выбору)

Русский фольклор:

сказки, былины, загадки, пословицы, поговорки и др.(10 произведений разных жанров)

Древнерусская литература (1-2 произведения на выбор)

Поэты пушкинской поры: К.Н.Батюшков, А.А.Дельвиг, Н.М.Языков, Е.А.Баратынский (2-3 ст-я на выбор)

Поэты 2-й половины XIX в.:

А.Н.Майков, А.К.Толстой,

Я.П.Полонский и др.

(1-2 ст-я на выбор)

Писатели-сказочники:

А.Погорельский,

В.Одоевский и др.

(1 сказка на выбор)

Прозаики начала ХХ века:

М.Горький,

А.И.Куприн,

Л.Андреев,

И.А.Бунин

(2-3 рассказа на выбор)

Поэты первой трети ХХ века:

К.Бальмонт,

И.Бунин,

М.Волошин,

В.Хлебников и др.

(2-3 ст-я на выбор)

Поэты 30-50-х годов ХХ века:

Б.Пастернак,

Н.Заболоцкий,

Д.Хармс,

Н.Олейников и др.

(3-4 ст-я на выбор)

Писатели – авторы произведений о ВОВ:

М.Шолохов, В.Кондратьев,

В.Быков

В.Астафьев и др.

(1-2 повести или рассказа – по выбору)

Писатели – авторы произведений о природе:

М.Пришвин,

К.Паустовский и др.

(1-2 произведения – по выбору)

Писатели – авторы произведений о детях:

Ф.Искандер,

Ю.Коваль,

Ю. Казаков,

В.Голявкин и др.

(1-2 произведения по выбору)

Поэты второй половины ХХ века:

Д.Самойлов,

Б.Окуджава,

В.Высоцкий,

И.Бродский и др.

(3-4 ст-я по выбору)

Писатели-эмигранты:

В.Набоков,

С.Довлатов и др.

(1 произведение – по выбору)

Зарубежный фольклор

(2-3 произведения на выбор)

Зарубежные писатели-сказочники:

Ш.Перро,

Бр.Гримм,

Л.Кэрролл и др

(2-3 произведения на выбор)

Зарубежные писатели XIXXX веков – авторы рассказов и новелл:

П.Мериме,

Э. По,

О`Генри и др.

(2-3 произведения на выбор)

Зарубежные писатели- романисты XIX века:

В.Скотт,

В.Гюго,

Ч.Диккенс и др.

(1-2 романа по выбору)

Зарубежные писатели – авторы произведений о детях:

М.Твен,

А.де Сент-Экзюпери,

Харпер Ли,

У.Голдинг и др.

(2 произведения на выбор)

Зарубежные писатели – авторы произведений о животных:

Р.Киплинг,

Дж.Лондон,

Э.Сетон-Томпсон и др.

(1-2 произведения на выбор)

Tags: школа
Subscribe

  • Обращение членов ОС МОН

    Группа членов ОС МОН подписала обращение к руководителям Свердловской области в связи с увольнением директора школы №26 г.Волчанска Сергея Воронина.…

  • Хм

    Во куда я попал http://www.colta.ru/articles/specials/1274#about Хоть и в дополнительный список, но все равно бодрит :) Учителей там, кажется,…

  • О выпускном сочинении

    Сейчас все возбудились по поводу экзаменационного сочинения по литературе. Есть несколько моментов, которые надо учитывать в дискуссиях и при…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments

  • Обращение членов ОС МОН

    Группа членов ОС МОН подписала обращение к руководителям Свердловской области в связи с увольнением директора школы №26 г.Волчанска Сергея Воронина.…

  • Хм

    Во куда я попал http://www.colta.ru/articles/specials/1274#about Хоть и в дополнительный список, но все равно бодрит :) Учителей там, кажется,…

  • О выпускном сочинении

    Сейчас все возбудились по поводу экзаменационного сочинения по литературе. Есть несколько моментов, которые надо учитывать в дискуссиях и при…