lupus00 (lupus00) wrote,
lupus00
lupus00

Categories:

О выпускном сочинении

Сейчас все возбудились по поводу экзаменационного сочинения по литературе. Есть несколько моментов, которые надо учитывать в дискуссиях и при публикациях в СМИ.

Первое. В 2014 году экзаменационного сочинения не будет. Дата для выполнения Поручения президента, в котором говорится о сочинении, -- действительно, март 2014 года. Но это не дата ВВЕДЕНИЯ СОЧИНЕНИЯ, потому что в Поручении поручено не “ввести сочинение”, а “принять меры по совершенствованию ФГОСов, исходя из необходимости повышения требований к результатам изучения русского языка и литературы и необходимости учета при оценке… результатов… сочинения” (про финал с многоточиями напишу отдельно). Итак, в марте спросют: “Меры приняты?” – и ответют: “А то ж”. Потому что они уже сейчас принимаются: создается рабочая группа, готовится общественное обсуждение, появляются публикации в СМИ… Опрашиваются специалисты, ищутся пути и формы… Дело идет. Так что в марте чем отчитаться – будет. И без сочинения. Никто не собирается уже в этом году сочинение – проводить. И министр это открыто подтвердил. Не малюйте черта сами.

Второе. Когда сейчас люди высказываются по поводу СОЧИНЕНИЯ, в это слово все вкладывают РАЗНЫЙ СМЫСЛ. Вспоминая свое выпускное сочинение. А оно у всех было разным.
Были времена, когда из конверта доставали три темы: одна по началу 19 века, другая – по второй половине, третья -- про подвиг героев-молодогвардейцев…
Были времена, когда в школу хлынула свобода и на сочинении давалось штук десять тем: и свободные, и по цитате, и традиционные, и нетрадиционно-интересные… Они тоже добывались из закрытого конвертика – известны были только типы тем. Скажем, будет сочинение по какой-то цитате или по афоризму. Будет свободная тема. Будет на сравнение двух произведений. Будет по какому-то мотиву (“Мотив полета в романе “Мастер и Маргарита”) Будет тема, сформулированная в виде вопроса. И так далее…
Потом были времена, когда заранее публиковали все триста тем. Тут началась вакханалия, потому что издательства стали издавать сборники золотых сочинений. Процесс написания обессмыслился – открытые карты(темы) сработали в минус.
Потом сочинение отменили. Пришел ЕГЭ.
О каком типе сочинений говорят сейчас?
Те, кто против, о жупелах: “Образ Онегина”, “Чацкий и Фамусов”… Когда-то и в чем-то полезные (ничем не плохо сравнить Чацкого и Фамусова), они обессмыслились от многолетнего замыливания. Другой жупел: темы идеологические. Нас опять хотят заставить писать про образ партии в поэме Маяковского? Не дадимся!
Те, кто за сочинение, имеют перед своими внутренними очами совсем другое: есть сложный, небанальный, неочевидный вопрос, который можно предложить подростку для обдумывания и формулирования своих мыслей. Этими вопросами полна наша литература. Пусть он погрызет карандаш, пусть поищет свой путь, свои ответы, сопоставит их с ответами, которые были в книгах… Пусть составит свой текст, где не будет, как в ЕГЭ, заранее выученных шаблонных ходов. Можно дать такие темы? Да сколько угодно.

“Обломов vs Штольц: и-и, или, ни-ни». Пусть ученик выберет свой союз: «Обломов и Штольц», «Ни Обломов, ни Штольц», «И Обломов, и Штольц» -- и расскажет о себе, читавшем роман и вот так или так понявшем и принявшем героев.

«Если бы вместо путеводителя по России иностранцу попался первый том «Мертвых душ…» -- гипотетическая ситуация вполне гоголевского свойства. Посмотри через окно поэмы на свою страну. Ты в нее поедешь? Тебе любопытно или страшно или как? Ты что в ней захочешь посмотреть?

«Что это было? Чья победа? Кто побежден?» : как спорят друг с другом герои русской литературы. Культуре дискуссий сегодня очень нужно учиться. Почему только на примере передачи «К барьеру» или как она там теперь называется?

«Романист или драматург: кому сложнее изображать человеческий характер и почему?»

Это я навскидку придумал, чтобы показать, что можно давать вполне незаезженные формулировки для письменного диалога с автором темы.
А можно ведь и другие типы тем в тот же список ввести:
Дать яркую цитату – размышляй о ней, опирайся на прочитанное.
Дать неизвестные тексты – рассказы, стихи, не читавшиеся на уроке, современные, эскпериментальные – выбери на свой вкус, прямо на экзамене, напиши об этом тексте, что понял, показав, как тебя учили текст понимать.
Дать сопоставление литературы и других видов искусств (вот тебе иллюстрации разных художников к одному произведению – напиши, какие и почему, с твоей точки зрения подходят лучше и почему).
Наконец, нужно обязательно не забыть глубокие филологические темы – для тех немногих, но все-таки существующих детей, кому интересно разбираться и в том, как сделано произведение, кому интересна настоящая наука.

Чем такие побуждающие к размышлению темы плохи? Почему нельзя собрать разные их виды и примеры и дать ученику на выбор?

А я вам сам скажу чем.

Третье. А чтобы по таким темам писать, надо перестраивать преподавание литературы в школе. И не только литературы. Надо уходить от шаблона и в нем. Надо опять начать читать с детьми книги. Надо опять их учить писать – эта задача вообще быстро, в считаные год-два умерла, учителя не ставят ее перед учениками и собой. Ведь ЕГЭ по литре – необязательный. А к ЕГЭ по русскому натаскиваем другими способами и по другим алгоритмам. Зато сколько килограмм тетрадей теперь не проверяем! И дети не парятся. И мы.
И еще: такие сочинения трудно проверять по единым критериям. Хотя не невозможно. Но времязатратно – и субъективно все-таки. Это то, от чего хотели уйти с введением ЕГЭ. Ушли не от этого, а от литературы.
Вот когда все эти и другие трудности всплывают перед уставшим сознанием, хочется сказать идее сочинения «Нееееет!»

Четвертое.
А совесть велит сказать «Да». Потому что письменные культуры, выработавшие сложно устроенные тексты и несущие их внутри себя как стержень традиции, требуют отношения к себе как к священному, требуют усилий по поддержанию самих себя и вручению новым поколениям, передаче по наследству. Взамен они охраняют народ в целом и каждого принадлежащего к такому народу человека от распада и гибели. Волшебным таким, но вполне конкретным образом.
Мы обязаны учить людей читать и писать на том уровне сложности, который задан нам нашей культурой. Ну уже получилось так, что предшественники на этот уровень вышли. Всё, это нам – знак и приговор. Мы должны этот уровень поддерживать. Или погибнуть.

Можно упростить систему иероглифов или вообще ее заменить. Чтобы не париться. Но тогда найдите себе на новом языке новый этноним. А можно – вновь и вновь учить и учиться медленно и терпеливо рисовать их кистью, десятками, сотнями и тысячами. Продолжая оставаться тем народом, который их придумал.


ЗЫ: сейчас все будет зависеть от того, по какому сценарию пойдет введение сочинений в экзамены. Чтобы этот сценарий был максимально оптимальным, все участники процесса в обсуждении вопроса должны навестись на резкость. Я хотел своим текстом немножечко этот наш общий объектив покрутить, чтобы к этой резкости приблизиться.
Tags: общественное, подростки, школа
Subscribe

  • Обращение членов ОС МОН

    Группа членов ОС МОН подписала обращение к руководителям Свердловской области в связи с увольнением директора школы №26 г.Волчанска Сергея Воронина.…

  • Как составлять программу по литературе

    Сейчас в связи с возвратом со следующего учебного года выпускного сочинения периодически вспыхивает дискуссия о том, каким это сочинение должно…

  • Хм

    Во куда я попал http://www.colta.ru/articles/specials/1274#about Хоть и в дополнительный список, но все равно бодрит :) Учителей там, кажется,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 40 comments

  • Обращение членов ОС МОН

    Группа членов ОС МОН подписала обращение к руководителям Свердловской области в связи с увольнением директора школы №26 г.Волчанска Сергея Воронина.…

  • Как составлять программу по литературе

    Сейчас в связи с возвратом со следующего учебного года выпускного сочинения периодически вспыхивает дискуссия о том, каким это сочинение должно…

  • Хм

    Во куда я попал http://www.colta.ru/articles/specials/1274#about Хоть и в дополнительный список, но все равно бодрит :) Учителей там, кажется,…