?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

О литературе в школе

В понедельник в программе «Тем временем» будет разговор о литературе в школе. Я там тоже участвую. Всем, кто будет смотреть: передача записывалась несколько месяцев назад. Естественно, что отреагировать на вакханалию последних дней вокруг новой программы по литературе там не было никакой возможности.

О самой же вакханалии скажу пару слов.

Много глупостей совершается ныне, но это – какая-то особая. Со всеми родовыми пятнами тупой и ограниченной какбэ «гуманитарности» по всему телу. С пеной у рта, разрыванием рубахи на груди, криками про попранную русскую культуру, с поисками врагов за рубежом, с неприкрытыми намеками на пятый пункт. С враньем, конечно. И с пафосом, естественно.

Из-за чего же орут – и в разных СМИ, и в ОПРФ? Из-за того, что в школьной программе теперь якобы нет «Медного Всадника», Куприна и Лескова, Крылова и Радищева. А зато есть Улицкая и Пелевин. И еще какой-то подозрительный Эппель. А «Тихий Дон» -- всего лишь во фрагментах! Россия в опасности. Шаг до краха. Срочно снять Ливанова, закрыть РАО, четвертовать авторов программы.

Никого из орущих не волнует, что Крылова читают в пятом классе, Куприна в восьмом, Лескова в шестом, Радищева в девятом. Никто не обращает внимания на то, что программа, о которой речь, -- для 10 и 11 класса. Никто не помнит, что в 2004 году «Тихий Дон» в стандарт едва протащили – и как раз таки во фрагментах, потому что целиком его ни у одного учителя и школьника нет времени изучить.

Не видят и не замечают, потому что главное для них – в другом.  Вот в чем – Пелевин пишет про наркотики, Улицкая про аборты. И вообще они враги народа. А у Эппеля подозрительная фамилия и нет отчества, а пишет он порнографию, которую ждановцы нового призыва, смачно пуская слюни, цитируют из статьи в статью.  

Главное в том, что нынешние литературные напостовцы стосковались по литературной дубинке в руках. А до тридцать седьмого года так еще по календарю далеко! Изнывают они без работы.

Их на самом деле школа – не волнует. Дети – тоже. Им культура – по барабану. Руки чешущиеся некуда девать – вот и вся причина.

Их в школах – не видать. Их видать в издательствах, которые на школьных учебниках наживаются. Их видать в начальстве разного рода. Их видать на трибунах. Особенно думских. Они же и писатели тоже, без этого никуда. Коллега коллеге глаз выклюет гораздо искуснее, чем человек со стороны.

А если их громкость немножко привернуть, то станет понятно – не случилось ровным счетом НИ-ЧЕ-ГО с выходом программы РАО. Современная литература всегда была в программах, и если учителю надо и он умеет, он Улицкую и Пелевина с детьми давно читает. Такой вот страшный секрет раскрою. И кстати, про аборты со старшеклассниками приходится говорить и про наркотики, потому что, хотя их в русской классике нет, но в русской жизни – полно. И никакого Лескова и Куприна никуда этот же учитель из программы не убирает при этом.

Да и вообще – программу может делать сам учитель и сама школа. Нет обязаловки. Программы все – примерные. Учитель может добавить и сократить – сам. И если ему Эппель не идет – никто его читать не заставляет, даже если в программе он будет обозначен.

И экзамена обязательного теперь нет. Поэтому добавлять и сокращать – проще стало. Потому что на выходе никто не проверяет, что мы читали.

Орущие не знают или не хотят знать, что главная проблема литературы в школе – не проблема списка. Списки волнуют тех, кто учебники издает и заказ на них имеет. А тех, кто преподает, волнует не это. А то, что вот, к примеру, Радищева – пойди с современными школьниками прочти. Хоть будет в программе, хоть нет – школьнику по барабану. Ему – скучно читать Радищева. Он Радищева – не читает. Ему вопли по поводу гибели русской культуры – не интересны. И моя задача как учителя, если я сам Радищева ценю, -- сделать так, чтоб прочли. Хотя бы фрагмент. Чтоб заинтересовались. Но это задачка – сложная. Семь потов сойдет, пока ее сделаешь.

Я приглашаю всех членов ОПРФ, подписавших письмо в Минобр, всех авторов яростных статей последних недель и дней,  всех примкнувших к ним радетелей за русскую литературу прийти в школы и дать хотя бы один урок по тому же Радищеву. А лучше – «пройти» его в течение нескольких уроков. Чтоб задание домашнее дать, а потом его проверить. И посмотреть, сколько народу сделало и как. Засучите рукава, поработайте. Попробуйте.

Меня очень печалит надвигающийся и крепчающий обскурантизм. Я сам всегда выступал за литературу в школе. За ее статус. За часы. За обязательный экзамен. За важность предмета и так далее. Но присоединяться к тем, кто сегодня под видом борьбы за литературу распространяет мракобесные идеи, у меня нет ни малейшего желания.

Comments

( 15 comments — Leave a comment )
livejournal
Jan. 25th, 2013 04:55 pm (UTC)
О литературе в школе
User vulgaris60 referenced to your post from О литературе в школе saying: [...] Оригинал взят у в О литературе в школе [...]
livejournal
Jan. 25th, 2013 05:00 pm (UTC)
О литературе в школе
User vulgaris60 referenced to your post from О литературе в школе saying: [...] Оригинал взят у в О литературе в школе [...]
taksa_ru
Jan. 25th, 2013 05:09 pm (UTC)
Как же Вы правы))
Все просто обезумели с этим списком,будто
дети по тем спискам читают.
Как будто читать можно только в школе и только по программе.
Школьные библиотеки укоплектованы ужасно
Дети растут вне книг.
Записывая в библиотеку сегодня первоклассника,я не могу
дать ему интересную и красивую книгу.
А нет ея...
Буратино и то счастливее был с его хоть и проданной,но Азбукой с чудными картинками
Господи,как этот стыдно и горько.
Школьно-библиотечная такса
taksa_ru
Jan. 25th, 2013 05:12 pm (UTC)
Re: Как же Вы правы))
Тем более,что предмет начинается не со списка,но с учителя.
А учитель сегодня-ой как не свободен и зависим от .............
.......................(сами знаете)
livejournal
Jan. 25th, 2013 05:17 pm (UTC)
О литературе в школе
User disgraphik1 referenced to your post from О литературе в школе saying: [...] нал взят у в О литературе в школе [...]
prigorok
Jan. 25th, 2013 05:51 pm (UTC)
Правильно Вы их приложили. Только я и теперь не понимаю, с чего это они вдруг так разорались на ровном месте - причем так откровенно не по делу, не дав себе труда хоть для приличия спросить кого-нибудь более смыслящего - что там и как.
lugermaxotto
Jan. 25th, 2013 05:56 pm (UTC)
По Радищеву, говорите? Тяжело, но можно. Но проза тех времен вообще мало стыкуется с нынешним языком... Стоп! А вот и "изюминка"- попробовать связать Радищева с памфлетами Свифта. Вот тут может и заработать что- то.
vulgaris60
Jan. 25th, 2013 05:57 pm (UTC)
А я бы ещё Быкова туда добавила :-)))
lugermaxotto
Jan. 25th, 2013 06:05 pm (UTC)
Которого, пардон? :)
Мне вспомнилась забавнейшая ситуация- в гостях у приятеля сидим, а его сын Артем зажаловался- "скучные штуки в школе дают, вот- Мастер и Маграрита", читаю- экая скука- то"
-Тём, давай проверим?
- А как?
- А легко. Ты тащищь сюда книгу, я помечаю тебе отрывок... Минут на пять чтения, а там посмотрим на твоё мнение, ОК?
- Давайте!
Ясное дело, я пометил Тёмке написание Бездомным доклада в дурке.
Досидели, договорили, чай допили. Тёма нет. По мне- неудивительно. Родителям говорю, чтобы его не дёргали- ну, сегодня.
На следующее утро Тём мне звонит и "надуто" жалуется на то, что по моей милости ночь не спал, а читал :)
shkrabina
Jan. 25th, 2013 06:07 pm (UTC)
Читаю ваш пост, а мой принтер печатает "Предметное" Быкова. Это я детям обещали. Вчера они у меня листочек отобрали и ещё просят.
zhuchka11
Jan. 25th, 2013 08:02 pm (UTC)
"И еще какой-то подозрительный Эппель".

Эппель наконец в программе? А что именно?
i_anatta
Jan. 26th, 2013 12:32 pm (UTC)
Расскажите, пожалуйста, как вы представляете себе экзамен по литературе.
ellisatis
Jan. 26th, 2013 07:24 pm (UTC)
Спасибо. Все так.
kjara_corso
Jan. 27th, 2013 08:57 am (UTC)
крутой пост.
Руслан Фадеев
Jan. 27th, 2013 03:33 pm (UTC)
А как насчет возможности учеников как-то влиять на программу? Может, стоит позволить, скажем, выкидывать одну книгу из программы и вместо этого больше времени тратить на другую?
( 15 comments — Leave a comment )