?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

На три буквы

Сегодня СМИ вдруг озаботились проблемой литературы в школе -- после того, как вчера Наталья Солженицына рассказала Владимиру Путину, как обстоят сейчас дела с этим предметом. Без конца отвечаю на телефонные звонки -- все хотят комментариев. А министр -- письмо в электронку написал. Тоже с вопросами...
Комментирую сразу и всем.


Правильно Солженицына сказала, что часов не хватает (их урезали со времен Советского Союза чуть не вдвое). Но нехватка часов -- это только часть правды. Правда в том, что эти часы надо наполнять чем-то человеческим. А если наполнять античеловеческим, то лучше пусть их будет меньше, этих часов. А наполнение уже зависит не только и не столько от государства, сколько от конкретного человека, который пришел на урок. От самого учителя то есть. 
Вот вам  фрагмент из конспекта современного учителя -- он с такой бумажкой идет преподавать в 6 класс. Не что-нибудь, а "Левшу" Лескова:

" УУД:  Личностные: самоопределение.  Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

 Постановка и решение проблемы (учебных задач творческого и поискового характера под руководством учителя) способствуют формированию УУД

 II этап. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

 На столах учащихся находятся : листы оценки своей деятельности на уроке, листы для сбора информации по образу левши, листы для составления кластеров и синквейнов

 Итак, в роли кого мы с вами сегодня будем выступать?

 (В роли читателя, исследователя, мыслителя)

 Выполняя эти роли, мы проследим, как формируется ваша жизненная позиция на примере одного произведения, одного образа.

 Итак, в путь! " (конец цитаты)

Вчитайтесь в эту какофонию. Вот с этим идут учить наших детей. Под такой язык переучивают сейчас учителей всей страны, вбухивая в процесс немалые деньги. По новому стандарту учителя должны осмыслять и планировать свою деятельность так, а не иначе.
УУД, если кто не в курсе, это не просто три буквы -- это главные три буквы современного образования. Расшифровываются так -- "универсальные учебные действия". Теперь именно  их положено в учениках формировать. Не формируешь -- плохой учитель. Вот пришли вы в класс и поздоровались с детьми. Чтобы что? Раньше -- чтобы поздороваться. Теперь -- чтобы сформировать УУД: личностные, регулятивные и коммуникативные... И так каждое действие урока должно быть разложено и просчитано. Оно должно быть не просто действием, а универсальным и учебным... Так велит новый стандарт...
Вчитайтесь в выделенный фрагмент еще раз. Это -- язык оккупантов, пришедших в наше образование. Это -- язык рабов, покорно встретивших этих оккупантов. Потому что одни без других не могут. Рабы не имеют своего языка. Они соглашаются на любой чужой, нечеловеческий в том числе. Этих рабов в образовании -- как-то слишком много...
И вот теперь представьте, что увеличивают часы этим рабам и этим оккупантам. На их УУД. На их язык. На их нечеловеческие слова и дела. Тянется рука к автомату?
Если увеличивать часы на литературу, то параллельно с этим надо пересматривать все ее преподавание. И опять вернуться к вопросу -- что мы, учителя литературы, делаем и зачем. Опять навестись на резкость. Вспомнить человеческий язык. Заново написать мелом на доске "Мы не рабы -- рабы не мы". И послать на три буквы оккупантов. Пусть идут сами в свое УУД...



Comments

( 193 comments — Leave a comment )
Page 1 of 4
<<[1] [2] [3] [4] >>
tambov
Nov. 6th, 2012 05:10 pm (UTC)
вредители
точно
пусть идууууууут

*я даже читать всё это не могу бррр
вот как можно в здравом уме и трезвой памяти такое создавать?
только из вредительских, оккупантских соображений
marta_tarskaya
Nov. 7th, 2012 10:49 am (UTC)
Re: вредители

Вот текст, из которого приведены цитаты в посте:
http://uoivanteevka.ucoz.ru/publ/materialy_uchitelej_predmetnikov/russkij_jazyk/urok_issledovanie_urok_tvorchestva_po_literature_v_6_klasse_po_skazu_n_s_leskova_levsha_tema_zagadka_russkoj_dushi/6-1-0-86

Что в нем такого уж вредительского?
Re: вредители - tambov - Nov. 7th, 2012 09:47 pm (UTC) - Expand
Re: вредители - marta_tarskaya - Nov. 7th, 2012 09:58 pm (UTC) - Expand
Re: вредители - tambov - Nov. 7th, 2012 10:21 pm (UTC) - Expand
Re: вредители - marta_tarskaya - Nov. 7th, 2012 10:30 pm (UTC) - Expand
и о моче коспекта - tambov - Nov. 7th, 2012 11:28 pm (UTC) - Expand
lugermaxotto
Nov. 6th, 2012 05:11 pm (UTC)
Клинично, конечно. Можно только надеяться на то, что подобная хрень останется только отпиской- я про бредятину в конспекте. Что хорошо- я могу себе позволить на лекциях просто игнорировать это- и рассказывать о нормальных методах преподавания, об идеях Френе способах оценивания, о культивировании любознательности и критериях отделения научпопа от лженауки... У меня пока есть такая роскошь.

Edited at 2012-11-06 05:13 pm (UTC)
tarzanissimo
Nov. 7th, 2012 09:31 am (UTC)
Ой. а ведь у Вас, извините, тоже речь сукном слега покрывается... Присмотритесь к своему комменту! Язык начал портиться!
(no subject) - lugermaxotto - Nov. 7th, 2012 09:54 am (UTC) - Expand
по Пильняеку совсем - - roxana_ - Nov. 8th, 2012 08:21 am (UTC) - Expand
Re: по Пильняеку совсем - - roxana_ - Nov. 8th, 2012 09:38 am (UTC) - Expand
Re: по Пильняеку совсем - - roxana_ - Nov. 8th, 2012 09:57 am (UTC) - Expand
patriki_ru
Nov. 6th, 2012 05:21 pm (UTC)
Угу. Подписуюсь под каждым словом.
prigorok
Nov. 6th, 2012 05:24 pm (UTC)
А не надо ли где-нибудь еще подписаться? И вот чего бы очень хотелось - это узнать героя в лицо. Кто он - изобретатель УДД? Фамилия, имя , отчество? И электронный адрес? Ну штоб поговорить с ним на его языке, и детям пальцем на него указать. Смущает анонимность оккупантов (какая-то такая... по Стругацким: Отцы - они же анонимные?..)
lupus00
Nov. 6th, 2012 07:01 pm (UTC)
Вы будете смеяться, но разработчики стандарта кивают на Выготского)) За УУД ратует больше всех Асмолов. Ну и что с этих имен? Идеи-то у того же Асмолова светлые. Это пока они в пробирке. А дальше, в жизни, они превращаются в гору мертвых слов.
(no subject) - prigorok - Nov. 6th, 2012 07:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vulgaris60 - Nov. 7th, 2012 03:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - prigorok - Nov. 7th, 2012 04:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vulgaris60 - Nov. 7th, 2012 05:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - prigorok - Nov. 7th, 2012 05:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vulgaris60 - Nov. 7th, 2012 06:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - prigorok - Nov. 7th, 2012 06:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gorgonopsia - Nov. 6th, 2012 08:18 pm (UTC) - Expand
clip2life
Nov. 6th, 2012 05:26 pm (UTC)
это клиника какая-то.... но я обязательно спрошу своего сына (он учитель языка и литературы в здешней школе), как у них обстоит с этим самым УУД (если таковой имеется в англ. языке :-), тем более что месяц назад у них в школе проходила обязательная (раз в два года) аудиторская проверка Министерством Образования провинции Онтарио, и все учителя должны были иметь наготове полный комплект документации
zhuchka11
Nov. 9th, 2012 05:02 pm (UTC)
Ну как, спросили? Очень интересно, правда.
(no subject) - clip2life - Nov. 10th, 2012 09:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zhuchka11 - Nov. 10th, 2012 10:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clip2life - Nov. 10th, 2012 10:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clip2life - Nov. 11th, 2012 09:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zhuchka11 - Nov. 11th, 2012 09:51 pm (UTC) - Expand
rayskiy_sergei
Nov. 6th, 2012 05:30 pm (UTC)
Подписываюсь.
mar_gel
Nov. 6th, 2012 05:42 pm (UTC)
Спасибо Вам за это слово - "оккупанты". С языка сняли.
shadow_of_raven
Nov. 6th, 2012 05:42 pm (UTC)
имена. фамилии. явки. А то так и будете сражаться с Легионом.
jewgeniusz
Nov. 6th, 2012 05:45 pm (UTC)
Да-да. А ещё формировать эти УУД полагается не в школах, а в ГОУ СОШ. Ну или, так уж и быть, в ГОУ ЦО.

Эх, как бы так взять и вспомнить, что слова что-то означают. Исправить имена, по Конфуцию. А то как-то уже совсем не продохнуть от языка инопланетных захватчиков...
vyuga_07
Nov. 6th, 2012 06:04 pm (UTC)
Это кто ж с таким идет? Вот уж заставь дурака Богу молиться...
vulgaris60
Nov. 6th, 2012 06:12 pm (UTC)
Я с Вас смеюсь! Вы давно не были на каком-нибудь совещании, на котором собирают учителей со всего района-округа...
(no subject) - vyuga_07 - Nov. 6th, 2012 06:35 pm (UTC) - Expand
vulgaris60
Nov. 6th, 2012 06:09 pm (UTC)
А мне вот (кто знает, тот поймёт) через неделю урок давать - как я формирую УУД в 5-м классе. Делегация откуда-то прибудет опыт перенимать в нашу "осовиахимовскую" (я её так зову, потому как - пилотная)школу. Пусть приходят, главное - не забыть про стадию антиципации.

Edited at 2012-11-06 06:18 pm (UTC)
vyuga_07
Nov. 6th, 2012 06:36 pm (UTC)
Желаю успеха!
(no subject) - vetyk - Nov. 7th, 2012 03:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vulgaris60 - Nov. 7th, 2012 03:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - shkrabina - Nov. 11th, 2012 08:52 am (UTC) - Expand
reineke
Nov. 6th, 2012 06:10 pm (UTC)
Сергей Владимирович, вот это и надо на всех заседаниях говорить, и министру посреди интервью, и так далее. Нет?
vulgaris60
Nov. 6th, 2012 06:14 pm (UTC)
Министру можно говорить что угодно. Между министром и нами - тьмы бездарных, закомплексованных чиновников. Разруха - в наших же головах.
(no subject) - vyuga_07 - Nov. 6th, 2012 06:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - reineke - Nov. 6th, 2012 07:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - blush_man - Nov. 7th, 2012 05:02 am (UTC) - Expand
(no subject) - shadow_of_raven - Nov. 7th, 2012 12:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vulgaris60 - Nov. 7th, 2012 02:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - shadow_of_raven - Nov. 7th, 2012 05:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - elenavs1977 - Nov. 9th, 2012 09:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - vulgaris60 - Nov. 9th, 2012 04:13 pm (UTC) - Expand
Елена Виноградцева
Nov. 6th, 2012 06:16 pm (UTC)
И хотели бы учителя говорить по - человечески, а заставляют только так, а не иначе. Только что с курсов повышения квалификации - 10 дней учили этому мраку УУД и т.д... Хоть я и учитель математики, но выделенный фрагмент урока должна писать такими же словами - по новым стандартам. И аттестовывать будут раз в год, годе надо все эти планы показывать именно в таком виде, а иначе не допустят к работе в школе.
vetyk
Nov. 7th, 2012 03:32 pm (UTC)
Ой не допустят... а кого же тогда допускать будут? У наших учителей вроде не такая зарплата чтобы очередь из работников стояла
(no subject) - elenavs1977 - Nov. 9th, 2012 09:59 am (UTC) - Expand
livejournal
Nov. 6th, 2012 06:29 pm (UTC)
На три буквы
User o_funambulo referenced to your post from На три буквы saying: [...] Оригинал взят у в На три буквы [...]
(Anonymous)
Nov. 6th, 2012 06:38 pm (UTC)
Edvin-77
Полагаю, проблема несколько сложнее. Правда, моя учительская практика (учителя физики)закончилась давно. Методика обучения включает в себя, конечно, и некоторые универсальные, опирающиеся на практическую психологию учебные действия (приёмы). Но если преподавние велось без учёта детской психики, по наитию, то требования учёта возможностей детского восприятия, хотя бы по казённому лекалу, возможно, и не лишне. Конечно, преподавание любой школьной дисциплины не может сводиться только к применению трафаретных приёмов (хоть и универсальных), особенно,- такого сугубо гуманитарного предмета, как литература. Нужно ухитряться учить, обходя казённые рогатки. Я в своё время обходил многие из них, но дети были мне благодарны. Нужно любить своё дело, свой предмет, детей и обладать здравым смыслом, тогда притеснения формалистов не страшны и преодолимы.
zhuchka11
Nov. 6th, 2012 09:44 pm (UTC)
Re: Edvin-77
Моя учительская практика тоже, к сожалению, закончилась давно. Просто по-человечески грустно из-за того, что, когда хороших творческих людей, любимых детьми и работающих за три копейки, ставят в такие условия, когда они должны еще и пытаться учить, обходя казенные рогатки, этих самых хороших людей в школе становится совсем мало. И тут ведь речь как раз не идет об учете детской психики - тут, как я поняла, всем подряд навязывается одна и та же схема работы, причем изложенная на малопонятном учителю языке.
Re: Edvin-77 - helga_216 - Nov. 7th, 2012 09:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - elenavs1977 - Nov. 9th, 2012 10:00 am (UTC) - Expand
Page 1 of 4
<<[1] [2] [3] [4] >>
( 193 comments — Leave a comment )